Семинар «Теория и практика авторской лексикографии»

[Титульная страница семинара]

12 октября на очередном заседании семинара с докладом «Изучение поэтического языка М. В. Ломоносова в ИЛИ РАН» выступил к. ф. н. Е. М. Матвеев (Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург).















К 300-летней годовщине со дня рождения М. В. Ломоносова в Институте лингвистических исследований РАН под руководством Н. Н. Казанского и С. С. Волкова с 2003 года началось выполнение большого научно-исследовательского и лексикографического проекта «Словарь языка М. В. Ломоносова».

На сегодняшний день в рамках этого проекта подготовлены и опубликованы два стиховедческих тома «Материалов к словарю Ломоносова» – выпуск 1 (Исследования и материалы по стихосложению Ломоносова. Сост., предисловие и примечания Е. В. Хворостьяновой) и выпуск 2 (Лалетина О. С., Хворостьянова Е. В. Метрико-строфический справочник к произведениям Ломоносова). В 2011 году планируется издание следующих выпусков: словаря-справочника «Минералогия М. В. Ломоносова», словаря немецкого языка Ломоносова («М. В. Ломоносов и немецкая культура XVIII века») и «Словаря рифм М. В. Ломоносова», представляющего собой первый результат комплексного изучения поэтического языка М. В. Ломоносова в ИЛИ РАН.

В подготовленном словаре рифм Ломоносова используются данные метрико-строфического справочника – система индексов и условных обозначений, принятая в нем, информация о метрическом и строфическом строении поэтических текстов Ломоносова, данные об объеме и составе его оригинального и переводного творчества. Связь словаря рифм с готовящимся словарем языка Ломоносова выражается в единых параметрах лексикографического описания – принципах вычленения лемм и фиксации внутрисловных вариантов и омонимов.

В готовящемся издании словаря рифм М. В. Ломоносова, новаторском и экспериментальном, учтен опыт существующих научных, нормативных и популярных словарей рифм. Ряд принципов построения лексикографической модели словаря объединяют его со словарями Т. Шоу, однако некоторые характеристики рифмы, введенные Шоу, не учитываются или учитываются по-другому (так, например, отсутствует вызывавшая сомнения у исследователей категория «морфолого-синтаксического контраста», в основной части словаря не фиксируются длинные рифменные цепи, но лишь рифмопары и т. д. ). C другой стороны, перечень параметров описания расширен за счет отсутствующих у Шоу характеристик рифмы – метрического и строфического контекстов.

Словарь рифм М. В. Ломоносова состоит из трех взаимосвязанных частей:

1. Лексикон стиховых окончаний (алфавитный указатель рифмующихся слов и слов с безрифменными окончаниями в стихе Ломоносова).

2. Обратный словарь рифменных сегментов и безрифменных окончаний стихов (включает три раздела: мужская клаузула, женская клаузула, дактилическая клаузула).

3. Указатель стихотворных произведений М. В. Ломоносова, включающий справочную информацию о каждом тексте.

Создание словаря рифм М. В. Ломоносова открывает широкий спектр возможностей для разнообразных филологических исследований. Рифма является особо важным элементом, сильной позицией поэтического текста. Помимо этого, она, как и другие компоненты лингвистики стиха (ритм в узком смысле, членение стиха на строки и строфы), обладает двойственной «природой»: во-первых, ее особенности обусловлены языком, во-вторых, – эстетическими задачами поэта. Таким образом, анализ системы рифм М. В. Ломоносова позволит обратиться сразу к нескольким аспектам исследования русской словесности XVIII в. – с одной стороны, к стиховедческому и историко-литературному (прояснение истории русской рифмы XVIII в. на одном из важнейших этапов становления новой русской поэзии и формирования поэтического языка, а также выявление индивидуально-авторских особенностей рифмы Ломоносова), а с другой стороны, к лингвистическому (рассмотрение рифмы с лексической и грамматической точек зрения, с позиций истории русского языка, в том числе исторической фонологии). Особенно перспективным в данном аспекте представляется создание идеографической классификации «рифмослов» Ломоносова, важных для описания ментального лексикона поэта, а затем, возможно, и создание словаря поэтического языка М. В. Ломоносова.