Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»

(Руководитель — д. ф.н. Н. А. Фатеева)

[Текущие заседания]

17 ноября на семинаре выступили поэт Аркадий Штыпель и д.ф.н. Г. В. Векшин.






Поэт А. Штыпель начал свое выступление чтением нескольких стихотворений, а затем перешел к «Опыту объективного автокомментария». В разборе стихотворения «Мы ищем» он уделил основное внимание ритмическим эффектам и рифмовке, а также установке и преодолению смысловых противоположений (Ср. разбор 3-го сонета в разделе «Стихи с комментариями» книги «Стихи для голоса» [Подробнее]).

В докладе «Течение звука и течение мысли (фонотактика двух стихотворений А. Штыпеля)» Г. В. Векшин обратил внимание на приоритетную значимость звуковых аналогий и взаимопроекций, игры прямого и обращенного звукового параллелизма в строении стиха у А.Штыпеля (к примеру, светов противустояние) в связи с общей установкой стихотворения «Мы ищем» на обнаружение смысловых «перетеканий». На основе подобия звукового состава Векшин выделил одно- и многосложные участки звуковой цепи, фоносиллабические комплексы, которые то располагаются последовательно, то взаимоналагаются; в определенные моменты совпадая со словом (истину – милостину) или морфемой, «намагничиваясь» их семантикой (отразись – разумение), а в других случаях — переразлагая сегментный ряд (растение – мироздание). Последнее происходит или безразлично к синтаксическим позициям и границам, или при отчетливой актуализации позиционной соотнесенности единиц в пределах строки и предложения (ср. тенинет...). Особое внимание в докладе было уделено кумулятивному эффекту в последней строке, где обманутое ожидание сильной рифмы уравновешено сильным метафоническим повтором в финале (См. хэндаут к докладу).

В обсуждении диалога поэта и ученого приняли участие Н. М. Азарова, Н. А. Фатеева, О. И. Северская, М. Галина и др.