3 декабря 2024 года прошло очередное заседание семинара «Проблемы поэтического языка».
На заседании состоялся доклад профессора Московской консерватории, художественного руководителя симфонического оркестра имени А. П. Бородина ЦДУ РАН П. Б.Ландо «Термины, структура и функции певческой речи по результатам анализа спевно-распевной артикуляции и статистических подсчётов распределения элементов вокальной речи».
Аннотация
В академическом пении артикуляция вербальных текстов зависит от музыкального метроритма, отличающегося от ритма речи. Ритм определяет длительность гласных звуков, объединяя все согласные звуки в артикулировании вербального текста в пении вместе с гласной в особую систему взаимосвязанных вокально-речевых (текстово-музыкальных) комплексов. Назовём такую систему артикуляции спевно-распевной.
Спев — гласная с предшествующими согласными, распев — повторение гласной на одном или разных звуках. Виды спевов — начальный, срединный, замыкающий. Все спевы заканчиваются гласной и являются открытыми, кроме замыкающего, который может быть закрытым. Количество звуков в спеве может достигать 7.
Статистический анализ оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и 100 русских народных песен показывает, что 34,28571% слогов совпадают с количеством спевов, а 65,71428% — нет. Согласные в спеве артикулируются в ритме форшлага и занимают свою долю музыкального времени.
Артикуляция согласных определяется звуковысотным и тесситурным положением гласного звука. Слово в пении раскрывается через единицы масштабно-тематических структур: мотива, фразы, предложения и периода. Певческая артикуляция влияет на тембр, звуковысотность и выразительность пения при соблюдении орфоэпических норм. Предложенный взгляд на певческую артикуляцию позволяет выявить каждый ее структурный элемент и установить его функцию в артикулировании вербального текста в пении.
Думается, что вокальная речь является отдельным уникальным самостоятельным явлением. Мы можем теперь, опираясь на результаты анализа спевно-распевной артикуляции и её статистических результатов, изложить структуру и функции певческой речи. Чтобы проанализировать и изложить эти сложные явления, выявить полифункциональность элементов нами разработана терминология певческой речи.