Семинар «Проблемы поэтического языка» (03.12.2024)

3 декабря 2024 года в 13:00 пройдет очередное заседание семинара «Проблемы поэтического языка». Семинар будет организован в смешанном формате: в малом конференц-зале ИРЯ РАН (комн. 4) и онлайн.

На заседании состоится доклад профессора Московской консерватории, художественного руководителя симфонического оркестра имени А. П. Бородина ЦДУ РАН П. Б.Ландо «Термины, структура и функции певческой речи по результатам анализа спевно-распевной артикуляции и статистических подсчётов распределения элементов вокальной речи».

 АННОТАЦИЯ

В академическом пении артикуляция вербальных текстов зависит от музыкального метроритма, отличающегося от ритма  речи. Ритм определяет длительность гласных звуков, объединяя все согласные звуки в артикулировании вербального текста в пении вместе с гласной в особую систему взаимосвязанных вокально-речевых (текстово-музыкальных) комплексов. Назовём такую систему артикуляции спевно-распевной.

Спев — гласная с предшествующими согласными, распев — повторение гласной на одном или разных звуках. Виды спевов — начальный, срединный, замыкающий.  Все спевы заканчиваются гласной и являются открытыми, кроме замыкающего, который может быть закрытым. Количество звуков в спеве может достигать 7.

Статистический анализ оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и 100 русских народных песен показывает, что 34,28571% слогов совпадают с количеством спевов, а 65,71428% — нет. Согласные в спеве артикулируются в ритме форшлага и занимают свою долю музыкального времени.

Артикуляция согласных определяется звуковысотным и тесситурным положением гласного звука. Слово в пении раскрывается через единицы масштабно-тематических структур: мотива, фразы, предложения и периода. Певческая артикуляция влияет на тембр, звуковысотность и выразительность пения при соблюдении орфоэпических норм. Предложенный взгляд на певческую артикуляцию позволяет выявить каждый ее структурный элемент и установить его функцию в артикулировании вербального текста в пении.

Думается, что вокальная речь является отдельным уникальным самостоятельным явлением. Мы можем теперь, опираясь на результаты анализа спевно-распевной артикуляции и её статистических результатов, изложить структуру и функции певческой речи. Чтобы проанализировать и изложить эти сложные явления, выявить полифункциональность элементов нами разработана терминология певческой речи.

Получить зум-ссылку для участия в семинаре можно по электронному адресу nafata@rambler.ru (Наталья Александровна Фатеева)