В последних числах марта из средств федерального бюджета будут выплачены премии в размере трех окладов молодым научным сотрудникам (до 38 лет включительно).
В последних числах марта из средств федерального бюджета будут выплачены премии в размере трех окладов молодым научным сотрудникам (до 38 лет включительно).
Опубликован очередной выпуск программы «Говорим по-русски!», посвященный проблематике сленга. В программе приняли участие: Анастасия Соломонова, декан филологического факультета Института Пушкина, расспрашивавшие ее Ольга Северская и Владислав Рыбалко, а также магистранты Института Пушкина.
Посмотрев видео, вы узнаете:
Информация об оформлении справок о вариантах имен доступна здесь.
28 марта 2023 года в 12:00 состоится онлайн-заседание семинара «Теория и практика авторской лексикографии». С докладом «Словарь усеченных прилагательных в языке русской поэзии: жанр и перспективы» выступит канд. филол. наук А.С. Кулева (ИРЯ РАН).
Аннотация доклада
Функционирование усеченных прилагательных в языке русской поэзии – проблема интересная и многоаспектная. Традиционно эта грамматическая форма считалась характерной чертой поэзии XVIII в., своего рода искусственной версификационной условностью. Большой объем проанализированного материала позволяет утверждать, что здесь мы имеем дело скорее с маргинальным, но вполне живым реликтом грамматической системы – возможностью атрибутивного употребления кратких форм.
Значительный массив исследовательского корпуса был представлен в издании: Кулева А. С. История усеченных прилагательных в языке русской поэзии. М.; СПб: Нестор-История, 2017. «Часть II. Четыре века русской поэзии в зеркале одного грамматического элемента: опыт словаря» включает более 10 тыс. поэтических контекстов (около 2 тыс. лексем) из произведений 500 авторов XVIII – начала XXI в. (почти две трети собранного на тот момент материала – с исключением местоимений и других однотипных словоупотреблений). Экспериментальный словарь стал опытом лексикографического описания грамматической единицы поэтического языка.
В настоящее время Поэтический корпус НКРЯ предоставляет новые возможности отбора и анализа языковых примеров, и это позволяет вернуться к вопросу о словарном описании грамматического элемента.
Ссылка для подключения
Подключиться к конференции Zoom
https://us06web.zoom.us/j/87190752171?pwd=WjVVVW8wclVFQ21ick1xYmtreFlSQT09
Идентификатор конференции: 871 9075 2171
Код доступа: 080665
В марте будут выплачены рейтинговые стимулирующие надбавки по результатам работы научных сотрудников за 2022 год из расчета 400 рублей за 1 балл.
Опубликован новый выпуск программы «Говорим по-русски!», озаглавленный как «Тургеневская девушка, человек в футляре, лишние люди и другие». Ксения Киселева и Анастасия Козеренко делятся открытиями, которые сделали в рамках нового проекта отдела экспериментальной лексикографии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
Речь о фразеологизмах с «культурной составляющей». Многие выражения пришли к нам из литературы. Мы употребляем их, забыв о первоисточнике, и иногда наделяем их новыми смыслами.
Посмотрев видео, вы узнаете:
Специально для этого выпуска Анастасия Тенюкова, студентка Института Пушкина, провела опрос среди сверстников, чтобы узнать, как они видят «тургеневскую девушку» и «человека в футляре».
Опубликован новый выпуск программы «Говорим по-русски!», посвященный коммуникативным запретам.
Коммуникативный запрет — это не «стоп-лист», а добровольный отказ от той или иной модели речевого поведения. Таково видение обсуждаемой проблемы Владимира Ильича Карасика, доктора филологических наук, профессора кафедры общего и русского языкознания Института Пушкина, одного из известнейших дискурсологов.
Мы говорили о том, как обойтись без патетики, почему важно «не тормозить», зачем скрывать свою увлеченность учебой и работой, а еще — о новых коммуникативных вызовах времени.
Очередной выпуск программы «Говорим по-русски!» посвящен искусственному интеллекту и его видению языка и литературы. Посмотрев видео, вы узнаете:
- что может нейросеть-писатель, а что ей пока не доступно;
- как отличить опус искусственного интеллекта от сочинения школьника;
- как нейросеть-рэпер сочиняет панчлайны;
- может ли сеть-художник визуализировать фразеологию и как она вообще иллюстрирует текст.
4 марта 2023 года скончалась Елена Федоровна Суворова. Прощание состоялось 9 марта.
28 февраля 2023 года онлайн состоялось очередное заседание семинара «Проблемы поэтического языка». С докладом «Русскоязычный поэтический неоавангард 2-й половины ХХ века: к вопросу о границах применимости понятия» выступил доцент школы филологических наук факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Георгиевич Павловец.
Аннотация
Если так называемый «исторический авангард» давно уже стал предметом научного интереса и академических штудий, существование позднего, послевоенного авангарда, особенно – в русскоязычной поэзии, до сих пор признается далеко не всеми – и в силу его мнимой «вторичности» относительно авангарда предшествующего периода, и в силу локализации в том сегменте неподцензурной литературы, который даже внутри андеграунда многими современниками воспринимался как маргинальный, не заслуживающий серьезного внимания. Тем не менее множащееся число современных исследований как индивидуальных поэтик, так и самой этой среды ставит вопрос о существовании достаточно самостоятельной и самоценной художественной системы, которая – по аналогии с типологически родственными явлениями в западной литературе и искусстве этого периода – может быть определена как «неоавангард» и обладает определенным набором общих признаков и особенностей, о которых и шла речь в докладе.
Опубликован новый выпуск программы «Говорим по-русски!», посвященный русской разговорной речи. Может ли хлам быть ценным и при этом ужасно красивым? А какая-нибудь мура или чепуха жутко полезной? Анна Занадворова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела современного русского языка ИРЯ РАН, уверена: может. И рассказывает, как выражаются оценки в разговорной речи.
Вышел очередной номер (№2/2022) журнала «Русский язык в научном освещении». Полные тексты статей доступны здесь.
Опубликован новый выпуск программы «Говорим по-русски!» на тему «Как звучит слово в эфире?» Филологи и журналисты рассказывают об ошибках и о том, как их исправлять. В программе сегодня:
- Владимир Пахомов, Арина Жукова, Никита Боков и Святослав Кудряшов о том, что значит «профессиональное владение русским языком»;
- Надежда Хохлина о казусах произношения;
- Мария Каленчук о новом подходе к акцентологии и новом словаре в помощь, в том числе, и журналистам;
- Ольга Северская о «серийных ошибках» из сериалов;
- Наталья Прокофьева и Екатерина Щеглова о проекте DATASLOV.
14 февраля 2023 года состоялось онлайн-заседание семинара «Теория и практика авторской лексикографии». С докладом «Лексикографическая школа Б. А. Ларина и "Словарь языка Ломоносова"» выступил канд. филол. наук С. С. Волков (ИЛИ РАН).
Аннотация доклада
Проф. Б.А. Ларин выдвинул и постарался на практике воплотить целый ряд новых идей, прежде всего в исторической, диалектной и писательской лексикографии. Корни Ларинской школы уходят в 30-40-е годы XX в., когда в стенах Института языка и мышления имени Н.Я. Марра Академии наук СССР им была впервые выдвинута идея создания Древнерусского словаря. Таким образом, с одной стороны, Ларинская лексикографическая школа связана с русской академической лексикографией, а с другой – это неотъемлемая часть Петербургской университетской лингвистической школы (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Е.Д. Поливанов, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, Л.Р. Зиндер и др.).
История и система научных взглядов Ларинской филологической школы уже получили подробное описание в научных трудах и воспоминаниях учеников и последователей проф. Б.А. Ларина: Л.С. Ковтун, А.С. Герда, Л.А. Ивашко, Л.Я. Костючук, И.С. Лутовиновой, В.М. Мокиенко, Д.М. Поцепни. Главными достоинствами, яркими отличительными чертами научной школы Б.А. Ларина следует назвать общий филологизм, историзм, семантизм и лексикографизм. Последнее, наверное, самое важное, так как система теоретических концепций, подходов и оценок, свойственная Ларинской филологической школе, складывалась на протяжении многих лет в процессе практической работы над научно-лексикографическими проектами в Межкафедральном словарном кабинете (МСК) им. Б.А. Ларина филологического факультета СПбГУ – «Словарем автобиографической трилогии М. Горького», «Псковским областным словарем с историческими данными», «Словарем обиходного языка Московской Руси», «Словарем русских говоров Низовой Печоры» и другими. Сформировалась особая разновидность словаря – словарь ларинского типа, в котором его полнота («неограниченная» полнота) реализуется по четырем главным параметрам: словнику, семантическому описанию, цитации, грамматической и стилистической квалификации. Научное наследие проф. Б.А. Ларина, достижения Ларинской школы – «школы новых идей» вдохновляют участников словарных проектов в иных научных центрах, в том числе и в Институте лингвистических исследований РАН.
Опубликован новый выпуск программы «Говорим по-русски!» под заголовком «Как звали Бориса Годунова и зачем человеку много имен?». Федор Успенский, член-корреспондент Российской академии наук, директор Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, рассказывает о лингвистическом расследовании, касающемся Бориса Годунова и его семьи, и о средневековой традиции многоименности, актуальной и для царя Бориса, и для современности. Ведет программу Ольга Северская, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН. О двойных именах сегодня говорит Елена Кайгородова, магистрант Института Пушкина.
Программа учитывает и материалы книги Ф.Б.Успенского и А.Ф.Литвиной "Годунов в кругу родни (биографические разыскания)", доступной в полной версии на сайте ИРЯ РАН.
Видео также доступно на ютуб-каналах ИРЯ РАН и проекта.
6 февраля 2023 года после продолжительной болезни скончалась Елена Николаевна Ремчукова, профессор кафедры общего и русского языкознания РУДН.
Ее главным научным достижением стало создание теории лингвокреатива: креативный потенциал русской грамматики был темой ее докторской диссертации.
С ИРЯ РАН Елену Николаевну связывало многое: ее учителями были В. В. Лопатин, Л. А. Новиков, И. С. Улуханов, она была участником организованных ИРЯ РАН конференций, рецензентом многих трудов по лингвистической поэтике. "Яркая, умная, талантливая", "страстный и неуспокоенный ученый", — такой помнят ее наши коллеги.
Коллектив ИРЯ РАН выражает глубокие соболезнования родным Елены Николаевны: сыновьям Максиму и Николаю, внукам Артему, Степану и Петру, а также ее коллегам и близким.
Опубликован новый выпуск программы «Говорим по-русски!», озаглавленный как «Язык: диктат или вольница?» Левон Саакян, к.ф.н., доцент кафедры общего и русского языкознания Института Пушкина, и ведущая программы Ольга Северская, к.ф.н., ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН, обсуждают: кто кем управляет - язык нами или мы языком? чем «глокая куздра» отличается от «спящих зеленых идей»? почему французы считают двадцатками, а русские десятками и при чем тут пальцы на наших конечностях? существуют ли языки с ярко выраженной идеей демократии? можно ли создать свободный ото всего язык? Видео доступно на ютуб-каналах ИРЯ РАН и проекта.
31 января 2023 года состоялось очередное заседание семинара «Проблемы поэтического языка». С докладом «Статус “народной мудрости” в неофициальной поэзии 1960-х годов: случай Ю. Даниэля и Я. Сатуновского» выступил научный сотрудник University for Foreigners of Siena (Сиена, Италия) Павел Успенский.
Аннотация доклада
«Доклад был посвящен статусу пословиц и поговорок в неофициальной поэзии излета хрущевской оттепели. В центре внимания — два стихотворения конца 1960-х гг., составленные из провербиальных выражений. "Центонную" технику использовали хотя и неофициальные, но все же занимающие разные места в системе координат неподцензурной словесности поэты — диссидент Ю. Даниэль и видный представитель "лианозовской школы" Я. Сатуновский. Доклад был посвящен как анализу текстов (поэтика, источники, субъект), так и попытке ответить на вопрос, почему такие разные поэты почти в одно и то же время написали стихи, не просто посвященные "народной мудрости", но и состоящие из пословиц и поговорок"».
Мария Леонидовна Каленчук, д.ф.н., профессор, заведующая отделом фонетики ИРЯ РАН, председатель Орфоэпической комиссии РАН, и Ольга Игоревна Северская, к.ф.н., ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН, обсуждают в этом выпуске программы «Говорим по-русски!», можно ли говорить о сугубо профессиональном произношении, как отделить профессиональный вариант произношения от просторечного и общепринятого, сохраняют ли орфоэпические «профессионализмы» так называемую «старшую» норму, какие словарные пометы помогут носителям русского языка ориентироваться в массиве профессиональных и непрофессиональных произносительных вариантов. Видео также доступно на ютуб-каналах ИРЯ РАН и проекта.
24 января (12 января по старому стилю) 1873 года в Москве родился Дмитрий Николаевич Ушаков. Выдающийся лингвист, автор четырехтомного «Толкового словаря русского языка» и «Орфографического словаря русского языка». Первый исследователь русской орфоэпии — науки о произношении.
В день 150-летия со дня рождения выдающегося ученого предлагаем вашему вниманию подкаст программы «Говорим по-русски!», вышедшей к 80-летию создания знаменитого словаря Ушакова. О словаре и его создателе рассказывает Олег Викторович Никитин, доктор филологических наук, профессор МГОУ и ПетрГУ, ведет программу ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН Ольга Северская.