Академические учреждения, деятельность которых направлена на регламентацию национальных языков и изучение их истории, существуют во многих странах мира. Первые академии в Европе и Америке создавались именно для филологических целей: в Италии (1582), Франции (1635), Испании (1713), Швеции (1739), России (1783), США (1820) и др.
Академические институты национальных языков обеспечивают насущные языковые потребности общества и тем самым являются важнейшим звеном в национальной культуре. С одной стороны, они создают нормативные справочники, словари, академические грамматики, компьютерные корпусы национального языка, снабжают общество рекомендациями по культуре речи. С другой стороны, они необходимы для поддержания национальной культурно-языковой памяти, поскольку без изучения истории языка невозможно сохранение национального прошлого. Проблемы национального языка имеют и политический аспект, поскольку без развития языка ограниченным оказывается развитие интеллектуальных способностей граждан.