Хроника постоянного научного семинара "Проблемы поэтического языка"

Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»

(Руководитель — д. ф.н. Н. А. Фатеева)

[Текущие заседания]

7 апреля 2009 года состоялось очередное заседание семинара. С докладом «Раскрытие нерасшифрованных образов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”» на нем выступил к.э.н. Л. В. Астахин.







В своем выступлении докладчик, говоря о современном прочтении романа «Мастер и Маргарита», отметил, что текст Булгакова нельзя понять без учета связи с историческим контекстом; без такой связи нельзя и воспринять конкретный замысел, который вмонтирован в текст повествования. В произведениях писателя все значимо, много фантазии, выдумки и реальных вещей, все имеет свои истоки, свой особый скрытый смысл.

Представляя свое восприятие художественного произведения и претендуя на открытие неизвестных до настоящего времени фактов и обстоятельств, докладчик изложил то новое, что еще не было отмечено исследователями последнего романа Михаила Булгакова. Им были рассмотрены и прокомментированы некоторые еще нерасшифрованные сюжеты и прототипы действующих лиц в романе «Мастер и Маргарита». Наряду с тем, что Л. В. Астахин вскрыл иносказательную форму повествования, он показал, как взятые из повседневной жизни случаи, имена, названия, образы реальных лиц писатель, художественно переосмысливая и творчески перерабатывая, приспосабливает для своего повествования.

Раскрывая то, о чем еще никто не говорил и не писал, докладчик показал литературные приемы автора, маскирующие завуалированный подтекст, образы персонажей. Было подчеркнуто, что способ наименования персонажей у Булгакова не произволен, а в его основе всегда лежит внутреннее содержание, подсказанное внешними обстоятельствами. Такая номинация несет в себе не сразу заметную схожую образность, указывающую на связь с приметами узнаваемых прообразов. Таким образом, одной из главных особенностей писателя Булгакова является «говорящая» внутренняя форма имен его персонажей: писатель дает привлекающие внимание, запоминающиеся имена, при этом не лишенные потаенного смысла. В романе «Мастер и Маргарита» к таким персонажам, оставшимся без должного внимания исследователей, следует отнести, в первую очередь, поэта Амвросия и его приятеля Фоку, безымянного толстяка-бакенбардиста и друга его Гессара, красавицу Иду Геркулановну Ворс и ее любовника Сергея Герардовича Дунчиля, под которыми скрываются реальные лица булгаковского времени и которые с большим мастерством и неподражаемой выдумкой были так замаскированы автором, что до сих пор они оставались неразгаданной тайной зашифрованного повествования.

Расшифровать загадочные образы этих действующих лиц можно, обратившись к статьям докладчика:

Астахин Л.В. «Есенинский подтекст» и другие загадки в романе «Мастер и Маргарита» (к спорам о «тайных смыслах» в романе М. А. Булгакова) // Современное есениноведение. 2008, № 9.

Астахин Л. В. О загадках и тайнах, не раскрытых еще в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008, № 9.

Астахин Л. В. И еще о других загадках и тайнах, не раскрытых в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009, № 3.