Хроника постоянного научного семинара "Проблемы поэтического языка"

Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»

(Руководитель — д. ф. н.  Н. А. Фатеева)

[Текущие заседания]

17 декабря 2013 года с докладом «Понятие "перечтение" и структура тютчевских стихотворений» выступил поэт, доктор физико-математических наук В. В. Аристов.














В докладе говорилось о внутренней форме стихотворений Тютчева и ставилась проблема определения условий, способствующих «непрерывной повторимости» тютчевских произведений, а также возможности обнаружения структурных свойств в новом прочтении и исполнении. В качестве вспомогательного использовалось понятие «перечтение», введенное М. Л. Гаспаровым, который указывал: «подход к тексту с точки зрения первочтения и с точки зрения перечтения противоречат друг другу как установка на становление и установка на бытие». Докладчик рассматривал систему внутренних движений, которая обозначается введенным им ранее термином «внутренний пластический театр». По мнению Аристова, некоторые структурно-динамические элементы имеют миметический характер. Такие элементы отмечаются у Тютчева в стихотворениях «С поляны коршун поднялся…», «Смотри как на речном просторе…» и в двух стихотворениях «об осени». Другая система движений, основанная частично на согласовании паронимов, пластически-звуковых комплексов носит характер неявных «заданий». Такие элементы были выделены докладчиком при анализе стихотворений «Через ливонские я проезжал поля…» и «В небе тают облака…». Первое из этих произведений обнаруживает неожиданные структурные связи со стихотворением «Цицерон», написанным в то же время. В завершение основное внимание было уделено сопоставлению различных произведений Тютчева или отрывков из них в рамках понятия Idem-forma.