Семинар «Теория и практика авторской лексикографии» (30.05.2023)

Семинар «Теория и практика авторской лексикографии»

[Титульная страница семинара]

30 мая 2023 года на онлайн-заседании семинара «Теория и практика авторской лексикографии» с докладом «Музыка и музыканты в Идеологическом словаре романа М. Горького “Жизнь Клима Самгина”» выступила канд. филол. наук А.Д. Еськова (СПбГУ).

Доклад стал продолжением серии выступлений А.Д. Еськовой о Европе и европейцах, а также о топониме Париж и его производных в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина», прозвучавших на Ларинских чтениях и на Чтениях памяти Ю.С. Сорокина и Л.Л. Кутиной 2023 года.

Еськова А.Д. Европа и европейцы в «Идеологическом словаре романа М. Горького “Жизнь Клима Самгина”» (в свете взглядов Дины Михайловны Поцепни на авторскую лексикографию).

Еськова А. Д. Топоним Париж и его производные в «Идеологическом словаре романа М. Горького “Жизнь Клима Самгина”».

Доклад был посвящен отражению лексики, связанной с темой музыки, в создаваемом сейчас «Идеологическом словаре романа М. Горького “Жизнь Клима Самгина”». Данный словарь мыслится как толковый одноязычный дифференциальный словарь одного произведения.

По замыслу Б.А. Ларина, идеологические словари языка писателя – это «не словари-справочники, а словари-монографии о творческом стиле писателя». В идеологическом словаре языка писателя находят свое отражение основные темы произведения, на материале которого этот словарь создается.

Признаками идеологичности слова или выражения могут оказаться, во-первых, частотность, во-вторых, его присутствие в речи разных персонажей, в-третьих, его употребление в переносном смысле. Кроме того, основанием для включения языковой единицы в идеологический словарь является ее оценочность (общеязыковая или контекстная). Однако единого списка параметров идеологичности, конечно же, не существует. 

Словарь составляется в соответствии с принципами Ларинской лексикографической школы. Текст горьковского произведения подсказывает идеологически важные темы, наиболее значимые для анализа единицы, и объем контекста, включаемого в конкретную словарную статью.

Идеологический словарь создается отдельными выпусками. Необходимость специального «музыкального» выпуска обусловлена значимостью этой темы в романе. Кроме того, важно охарактеризовать положение такого выпуска среди других частей «Идеологического словаря». Представляется важным включить в данный словарный выпуск такие разделы, как композиторы, исполнители, произведения, инструменты и т.д.

Анализируемая книга Горького – сочинение об интеллигенции, и неудивительно, что тема культуры занимает в нем существенное место. Важной частью культуры является музыка. С этим видом искусства так или иначе оказываются связаны многие персонажи романа. В частности, многие из них обладают музыкальными способностями. Показателен в этом смысле диалог Клима с Макаровым:

– Зачем тебе пианино? Разве ты играешь? – сухо спросил Самгин.

– Представь – играю! – потрескивая сжатыми пальцами, сказал Макаров. – Начал по слуху, потом стал брать уроки... Это еще в гимназии. А в Москве учитель мой уговаривал меня поступить в консерваторию. Да. Способности, говорит. Я ему не верю. Никаких способностей нет у меня. Но – без музыки трудно жить, вот что, брат... (21; 320).

В этих словах персонажа содержится прямое указание на то, что музыка является для него существенной ценностью.

Для некоторых героев романа музыка становится важной частью жизненной философии. Особенно ярко такое восприятие жизни проявляется у скрипача Спивака:

Встречаясь с Климом, он -- говорил всегда что-нибудь о музыке.

– Вот – смотрите, – говорил он, подняв руки свои к лицу Самгина, показывая ему семь пальцев: – Семь нот, ведь только семь, да? Но – что же сделали из них Бетховен, Моцарт, Бах? И это – везде, во всем: нам дано очень мало, но мы создали бесконечно много прекрасного.

Спивак утверждал, что язык музыки несравнимо богаче языка слов («Чтоб рассказать вам содержание одного аккорда, нужны десятки слов» (22; 10)). Этот персонаж убежден, что «жизнь нужно построить по типу оркестра: пусть каждый честно играет свою партию, и всё будет хорошо» (там же).

Мать главного героя – Вера Петровна Самгина – руководит музыкальной школой, революционер Степан Кутузов, по словам Марины Зотовой, «почти готовый оперный певец» (21; 223), Алина Телепнева становится кафешантанной певицей. Сильнейшее впечатление производит на Клима выступление сказительницы Ирины (в романе Орины) Федосовой.

Работа над Идеологическим словарем началась с создания Частотного словаря имен собственных и названий романа. Этот словарь помогает выявить имена композиторов и исполнителей, названия произведений.

Базой для Музыкального словаря является Словарь имен собственных и названий. Вместе с тем в словарь будет включена и нарицательная лексика.

В Музыкальном словаре должны быть описаны, в частности, названия музыкальных инструментов и их частей (скрипка, рояль, виолончель; струны и т. д.), помещений для слушания музыки (филармония), голосов (бас, тенор, сопрано). 

Ср. контекст, где перечень музыкальных инструментов становится началом рассуждения о народе.

Сильно постаревший адвокат Гусев отрастил живот и, напирая им на хрупкую фигурку Спивака, вяло возмущался распространением в армии балалаек:

– Свирель, рожок, гусли, – вот истинно народные инструменты. Наш народ – лирик, балалайка не отвечает духу его... (21; 522).

Приведем пример сниженного описания «музыкальной» ситуации:

Весною мать перестала мучить Клима уроками музыки и усердно начала играть сама. По вечерам к ней приходил со скрипкой краснолицый, лысый адвокат Маков, невеселый человек в темных очках (21; 72).

Как видно, здесь глагол мучить, а также прилагательные краснолицый, лысый и невеселый передают отрицательную эмоциональную оценку.

Но не всегда всё так мрачно. Связанная с музыкой лексика иногда передает и позитивное восприятие Климом окружающего мира. Так, на обеде в Булонском лесу «все было приятно пестро, но не резко, все празднично и красиво, как хорошо поставленная опера» (24; 1203).

Специальное внимание будет уделено отдельным композиторам и исполнителям. Так, особое место в словаре займет статья о Ф.И. Шаляпине.

При заголовочном слове планируется указать и все его производные (в справочном отделе). К примеру, в статью барабан предполагается включить жестовый фразеологизм барабанить пальцами (знак нервозности). В романе встретилось также несколько производных от слова барабан: барабанить, барабанщики, барабанное.

Метафорическое употребление слова тоже может быть основанием для его включения в Идеологический словарь. Ср.: «В словах капитана было что-то барабанное, голос его оглушал» (21; 525). Думается, слово барабанное здесь можно определить как ‘навязчивое и однообразное, подобное звукам барабана’. 

За время работы над Идеологическим словарем сложилась примерная схема словарной статьи. В ней помимо традиционных частей – заголовочной единицы, толкования и цитат – могут быть комментарий и справочный отдел. 

Микроструктура отдельной словарной статьи Музыкального словаря включает: заголовочную единицу, ее частотную характеристику, толкование, иллюстрации, справочный одел, комментарий (в последней зоне могут быть энциклопедические сведения о реалии, названной словом, например, фисгармония).

Образец словарной статьи:


ГЛАВАЧ

Войтех Иванович

(1849–1911)

Органист, дирижер и композитор, просветитель. В 1871 г. приехал в Петербург, выступал на выставках в Москве, Киеве, Париже, Чикаго, Антверпене, на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде.

Владимирские пастухи-рожечники, с аскетическими лицами святых и глазами хищных птиц, превосходно играли на рожках русские песни, а на другой эстраде, против военно-морского павильона, чернобородый красавец Главач дирижировал струнным инструментам своего оркестра странную пьесу, которая называлась в программе «Музыкой небесных сфер». Эту пьесу Главач играл раза по три в день, публика очень любила ее, а люди пытливого ума бегали в павильон слушать, как тихая музыка звучит в стальном жерле длинной пушки. 21; 540.

+541


В справочном отделе словарной статьи предполагается привести данные о фиксации исследуемой единицы в других словарях русского языка и в других словарях языка этого писателя. Ведь важно сознавать, какое место словарь «Музыка и музыканты в романе М. Горького “Жизнь Клима Самгина”» займет в семействе горьковских словарей.

Представляется необходимым избежать биографического уклона, разговора о личных отношениях Горького с людьми, имена которых войдут в составляемый словарь. Также нужно уклониться от соблазна использовать ссылки на записи тех или иных произведений. Музыкальный словарь не будет мультимедийным: Горький – художник слова.

Музыкальная тема в романе связана с такими важными темами, как Россия и Европа, интеллигенция и народ, революция. Каждой из этих тем планируется посвятить отдельные выпуски словаря.

В рамках «Идеологического словаря романа М. Горького “Жизнь Клима Самгина”» уже опубликован

Частотный словарь романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина»: Имена собственные и названия / Отв. ред. Д.М. Поцепня. СПб., 2011.

Задуманы и создаются:

Словарь библеизмов

Словарь церковно-религиозной лексики

Словарь индивидуально-авторских фразеологизмов и паремий

Словарь лексики еды и питья

Словарь лексики государственного устройства

Словарь юридической лексики

Словарь слова и словесности

Словарь музыкальной лексики

Словарь финансовой лексики

Словарь географической лексики

Каждая книга ориентирована на своего читателя. Думается, что адресатом задуманного словарного выпуска может быть не только лексикограф, но и любой человек, интересующийся русской культурой начала двадцатого столетия.

БИБЛИОГРАФИЯ

Источник:

Горький М. Жизнь Клима Самгина // Горький М. Собр. соч. В 25 т. М., 1973. Т. 21–24.

Научная литература и словари:

Ларин Б.А. Основные принципы «Словаря автобиографической трилогии М. Горького» // Словоупотребление и стиль М. Горького / Отв. ред. Б.А. Ларин. Л., 1962. С. 4–5.

Мокиенко В.М. Борис Александрович Ларин – свободная стихия разговорной  речи // https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/77192/1/qr_3_2019_13.pdf.

Частотный словарь романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина»: Имена собственные и названия / Отв. ред. Д.М. Поцепня. СПб., 2011.