Семинар «Теория и практика авторской лексикографии»
7 декабря 2021 года на онлайн-заседании семинара с докладом «“Синтаксический словарь русской поэзии XVIII века”: задачи, методика составления, исследовательский потенциал» выступила д.ф.н., проф. Н. В. Патроева (зав. кафедрой русского языка Петрозаводского государственного университета).
В начале своего выступления Н.В. Патроева представила краткий обзор достижений в области «грамматики поэзии», рассказав о вкладе «Общества изучения поэтического языка» (О. Брик, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов, Р. Якобсон и др.), ученых середины – второй половины ХХ столетия (Н.С. Поспелова, Т.И. Сильман, Г.Н. Акимовой, И.И. Ковтуновой и др.) в исследование поэтического синтаксиса. Значительное внимание было уделено также характеристике синтаксических словарей (Золотова Г.А. Синтаксический словарь: репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М., 1988; Русские глагольные предложения: экспериментальный синтаксический словарь / под общ. ред. Л.Г. Бабенко. М., 2016; Ильенко С.Г., Левина И.Н. Лексико-синтаксический словарь русского языка: модели сложноподчиненного предложения / отв. ред. М.Я. Дымарский. СПб., 2007).
Далее в докладе была предложена общая характеристика первого в истории русской лексикографии синтаксического поэтического словаря – проекта кафедры русского языка Петрозаводского государственного университета, реализуемого с 2015 г. Результатом этой работы стали увидевшие свет в 2017–2019 гг. два тома «Синтаксического словаря русской поэзии XVIII века», посвященные синтаксическим «портретам» А. Кантемира, В. Тредиаковского и М. Ломоносова, а также подготовленные к изданию последующие тома, представляющие интерпретацию синтаксического устройства произведений малых и средних поэтических жанров А. Сумарокова, М. Хераскова, Г. Державина, И. Дмитриева, Н. Карамзина, А. Радищева, И. Крылова.
«Синтаксический словарь русской поэзии XVIII века» демонстрирует репертуар синтаксических конструкций, используемых русскими поэтами XVIII в. Это писательский словарь, показывающий основные тенденции в эволюции синтаксических доминант русской поэтической речи, отдельных поэтических идиостилей, а также в развитии русского литературного языка ломоносовской и карамзинской поры в целом (поскольку преобладающими для данного периода были именно поэтические жанры) и позволяющий представить общую картину формирования синтаксических норм русской силлабической и силлабо-тонической поэзии малых и средних жанров в аспекте их становления, изменчивости либо преемственности и в тесной связи с динамикой норм жанрово-стилистических и ритмо-метрических.
Поскольку поэтический синтаксис, понимаемый широко – как синтаксическое построение стихотворного текста, а не более узко – как синтаксис лишь семантически и коммуникативно трансформированных либо экспрессивно-стилистически отмеченных конструкций, в качестве основной своей единицы, подобно синтаксису общелитературного языка, имеет предложение, в качестве единицы описания в словаре выступает простое или сложное предложение (всего более 14 000 конструкций).
Выбранные из поэтических произведений конструкции анализируются с учетом разнообразных параметров:
– по структурной схеме или типологической рубрике (простое или сложное предложение, элементарное или осложненное, двусоставное или односоставное, сложное бинарное либо многочастное предложение);
– по типу синтаксических связей и количеству частей (для полипредикативных конструкций);
– по грамматическому значению, т. е. типу синтаксических отношений, выявляемых между частями сложных предложений;
– по модальной характеристике (утвердительное, обще- или частноотрицательное);
– с точки зрения полноты / недостаточности состава (полное, неполное, эллиптическое);
– по принадлежности к так называемым «элементам текста» (синтаксически не членимым синтагмам, выраженным частицами, междометиями, модальными словами; обращениям; сегментам типа именительного или инфинитива темы; парцеллятам; парантезам, представляющим собой автономные синтаксемы);
– по типу осложнителя или расширителя модели (фиксируется присутствие в предложении обособленных оборотов, вводных либо вставных синтагм, обращений, сегментированных или присоединительных конструкций, однородных рядов);
– по длине (количеству слов, строк-стихов, строф, составляющих конструкцию).
Подобная комплексная характеристика предложения дополняется в словаре указанием на жанр, композицию (равно-, неравно- либо астрофическое построение, конкретный тип строфы в его соответствии с границами предложения), метрическую схему, присутствие переноса из строки в строку, наличие риторического приема (тропа или фигуры речи), что в конечном итоге позволяет выяснить связь структурного типа поэтического высказывания с экстралингвистическими параметрами стиха, выявить целый ряд тенденций, доказывающих вполне очевидную и тесную связь синтаксиса, метрики, строфики и жанра произведения.
Словарь помогает также выявить степень активности в поэзии разных типов так называемых «сильных» позиций текста (заглавия, эпиграфа, посвящения), конструкций с прямой речью как особых синтаксических феноменов.
Материалы словаря дают, как надеются его авторы-составители, простор для разнообразных жанровых, метрических, композиционных, идиостилевых сопоставлений, поскольку «в руках чуткого критика словари – ключи к тайнам духа поэтов», по образному высказыванию Андрея Белого. Синтаксический словарь предоставляет богатые возможности для будущих исследователей истории русского литературного языка, диахронической стилистики и лингвистической поэтики. Проведенные наблюдения уже позволили прийти к важным заключениям, касающимся функционирования разных видов конструкций в границах тех или иных стихотворных жанров, связи типа синтаксического построения текста с архитектоникой (строфикой) и метрикой произведения, а также уточнить некоторые особенности индивидуально-авторского слога на синтаксическом уровне.