Семинар «Теория и практика авторской лексикографии»
[Титульная страница семинара]8 июня на очередном заседании семинара с докладом на тему «Частотный словарь глаголов поэзии И. Бродского как средство выявления авторского мира» выступила к. ф. н. И. Ю. Самойлова (Гродненский государственный университет).
Слова, попавшие в первую десятку сводного словаря глаголов, образуют определенный текст: знать, видеть, сказать, говорить, смотреть, идти, спать, стоять, мочь, который сводится к значению жить, то есть, чтобы знать, человек рассматривает окружающий мир (видеть, смотреть), находится в диалоге с другими людьми и миром (сказать, говорить), находится в динамике и статике (идти, стоять), он спит время от времени и многое может. Ядро лексикона заключает именно лексема жить.
Вершина жизни человека заключена в глаголе знать. Для автора наличие и приобретение знаний о мире и о себе ― основная ценность, ведь вся познавательная деятельность человека в процессе познания действительности опосредуется мышлением и локализуется в сознании.
Обращает на себя внимание и высокая употребительность в поэтическом языке автора глаголов речи. Их более ста в частотном словаре, в том числе и окказиональные глаголы (заперечить). Наиболее употребительными являются ядерные лексемы говорить и сказать.
Составив словарь, мы выявили, что мироощущение и мирооценка у поэта меняются с годами. Об этом свидетельствуют изменения состава ядра словаря и/или частота употребления глагольных лексем во второй и третьей частях словаря.
II часть
(доэмиграционный период творчества) | III часть
(послеэмиграционный период) | ||
идти | 107 | знать | 138 |
смотреть | 106 | сказать | 132 |
видеть | 100 | видеть | 97 |
спать | 94 | говорить | 91 |
говорить | 76 | мочь | 66 |
лететь | 74 | думать | 60 |
стоять | 72 | дать | 59 |
жить | 69 | стоять | 59 |
знать | 68 | смотреть | 57 |
глядеть | 65 | жить | 54 |
Принцип познания мира через движение ― один из основных принципов творчества И. Бродского доэмиграционного периода. Концептуальной метафорой Бродского этого периода является жизнь ― это движение.
В течение жизни взгляды поэта изменяются, о чем свидетельствует ядро глагольных лексем третьей части словаря. На первом месте в концептуальной картине мира поэта теперь стоит Знание. Концептуальной метафорой становится жизнь – это знание.
Набор ядерных лексем второй и третьей частей словаря очень схож. Однако только во второй части в ядре лексикона присутствуют глаголы движения идти, лететь, что лишний раз подтверждает правильность утверждения о концептуализации Бродским жизни как движения. В третьей части этих лексем уже нет, зато присутствуют новые ― сказать, думать, дать, мочь. Налицо усиление интеллектуальной и личностной доминанты. Кроме того, в послеэмиграционном творчестве поэта увеличиваются и возможности человека (глагол мочь).
Полагаем, что представленному выше описанию поэтической деятельности возможно приписать статус идиостиля, особенно в плане его эволюции.
Словарь глаголов мы рассматриваем как текст, поэтический мир, поэтический идиолект, ибо в нем наглядно представлена динамическая картина мира поэта, ее изменение и развитие.
Таким образом, представленный нами Частотный словарь глаголов является особым типом словаря, т. к. через его описание может быть исследована основа динамической картины мира других писателей. Кроме того, такой тип словаря может использоваться при сопоставлении динамических картин мира разных авторов.