Семинар «Теория и практика авторской лексикографии»

Семинар «Теория и практика авторской лексикографии»

[Титульная страница семинара]

8 июня на очередном заседании семинара с докладом на тему «Частотный словарь глаголов поэзии И. Бродского как средство выявления авторского мира» выступила к. ф. н. И. Ю. Самойлова (Гродненский государственный университет).















Идея составления Частотного словаря глаголов возникла при исследовании динамической картины мира И. Бродского. Динамическая картина мира автора может быть представлена не только через описание поведения глагольных единиц. Она может быть отражена и при помощи определенного типа частотного словаря глаголов, состоящего из трех частей, в которых отражаются ситуации, названные глаголом, в разные периоды творчества.

Частотный словарь глаголов состоит из трех частей: 1) сводный частотный словарь глаголов поэзии Иосифа Бродского; 2) частотный словарь глагольных лексем доэмиграционного периода творчества и 3) частотный словарь глагольных лексем послеэмиграционного периода творчества.

Первая часть словаря отражает все ситуации, представленные в поэзии И. Бродского, и относится к его индивидуальной картине мира. Сопоставление второй и третьей частей словаря и отношение их к первой выявляют динамическую картину мира поэта.

В словаре глагольные лексемы представлены в своей исходной форме ― инфинитиве. К исходной форме сводились все личные формы глагола.

В составе частотного словаря 3714 глагольных лексем (абсолютная накопленная частота составляет 16809 употреблений), из них во второй части ― 2432 глагола (абсолютная накопленная частота ― 8902), в третьей ― 2647 (абсолютная накопленная частота ― 7907).

Частотный словарь отражает одну из важнейших черт поэтики И. Бродского ― использование всех возможных стилистически маркированных пластов общелитературной и даже внелитературной лексики. В его составе разные словарные пласты, в том числе ненормативная лексика, тюремный слэнг (сексотить, сексотничать, педствовать), просторечные лексемы (поджениться) и окказионализмы (бюстовать, накнокать, квадратить).

Слова высокого стиля составили 1%. Обращает на себя внимание определенное количество старославянизмов, архаизмов – устаревших глаголов, используемых поэтом (глаголать, витийствовать). Некоторые устаревшие глаголы представлены лишь в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля, но не представлены в современных толковых словарях русского языка. Например, пользовать в значении ‘лечить’, сподобиться и другие.

Заслуживает внимания и тот факт, что 81,1% словаря составляют слова с частотой употребления меньше 5.

Ядро частотного словаря составляет десять глаголов Сводного словаря.

Номер в списке
по убыванию
ГлаголАбсолютная накопленная частота (F*)
1знать206
2видеть197
3сказать179
4говорить168
5смотреть163
6идти155
7спать140
8стоять131
9мочь127
10жить123

Слова, попавшие в первую десятку сводного словаря глаголов, образуют определенный текст: знать, видеть, сказать, говорить, смотреть, идти, спать, стоять, мочь, который сводится к значению жить, то есть, чтобы знать, человек рассматривает окружающий мир (видеть, смотреть), находится в диалоге с другими людьми и миром (сказать, говорить), находится в динамике и статике (идти, стоять), он спит время от времени и многое может. Ядро лексикона заключает именно лексема жить.

Вершина жизни человека заключена в глаголе знать. Для автора наличие и приобретение знаний о мире и о себе ― основная ценность, ведь вся познавательная деятельность человека в процессе познания действительности опосредуется мышлением и локализуется в сознании.

Обращает на себя внимание и высокая употребительность в поэтическом языке автора глаголов речи. Их более ста в частотном словаре, в том числе и окказиональные глаголы (заперечить). Наиболее употребительными являются ядерные лексемы говорить и сказать.

Составив словарь, мы выявили, что мироощущение и мирооценка у поэта меняются с годами. Об этом свидетельствуют изменения состава ядра словаря и/или частота употребления глагольных лексем во второй и третьей частях словаря.

II часть
(доэмиграционный период творчества)
III часть
(послеэмиграционный период)
идти107знать138
смотреть106сказать132
видеть100видеть97
спать94говорить91
говорить76мочь66
лететь74думать60
стоять72дать59
жить69стоять59
знать68смотреть57
глядеть65жить54

Принцип познания мира через движение ― один из основных принципов творчества И. Бродского доэмиграционного периода. Концептуальной метафорой Бродского этого периода является жизнь это движение.

В течение жизни взгляды поэта изменяются, о чем свидетельствует ядро глагольных лексем третьей части словаря. На первом месте в концептуальной картине мира поэта теперь стоит Знание. Концептуальной метафорой становится жизнь – это знание.

Набор ядерных лексем второй и третьей частей словаря очень схож. Однако только во второй части в ядре лексикона присутствуют глаголы движения идти, лететь, что лишний раз подтверждает правильность утверждения о концептуализации Бродским жизни как движения. В третьей части этих лексем уже нет, зато присутствуют новые ― сказать, думать, дать, мочь. Налицо усиление интеллектуальной и личностной доминанты. Кроме того, в послеэмиграционном творчестве поэта увеличиваются и возможности человека (глагол мочь).

Полагаем, что представленному выше описанию поэтической деятельности возможно приписать статус идиостиля, особенно в плане его эволюции.

Словарь глаголов мы рассматриваем как текст, поэтический мир, поэтический идиолект, ибо в нем наглядно представлена динамическая картина мира поэта, ее изменение и развитие.

Таким образом, представленный нами Частотный словарь глаголов является особым типом словаря, т. к. через его описание может быть исследована основа динамической картины мира других писателей. Кроме того, такой тип словаря может использоваться при сопоставлении динамических картин мира разных авторов.