|
В поэтической системе Андрея Белого слово пыль является одним из наиболее частотных и вступает в бесконечное множество связей с другими “малыми” словами и формами, которые, оказавшись в данном семантическом гнезде, вступают уже между собою в столь же многочисленные связи. Таким образом, в едином семантическом поле со словом пыль, помимо синонимов пепел, прах, персть, оказываются дым, гарь, зола, туман, мгла, дождь, ветер, песок, туча, облако, зыбь, ливень, фонтан, водомет, сеть, тень, пятна, пена, пурга, пудра, вьюга, метель, снег, пламень, искры, блеск, звезды, млечный путь, жемчуг, кисея, кружево, вуаль, валансьен, веер, ризы, плащ, руно, волокна, кудри, пух, шелк, атлас, муар, одуванчик, ландыши, стрекозы, мухи, кленовый лист, листы, листопады, свиток и др. Как ни далеко отстоят они друг от друга в своем общеязыковом значении, в поэтике А. Белого эти слова входят в единый тезаурус, образуя огромное смысловое поле, образный макромир, который Ю.М. Лотман условно назвал “большим словом”. Эпицентром его оказывается слово пыль, которое своею центростремительною силой распространяется на невероятно широкое образно-лексическое пространство, заражая, казалось бы, самые далекие от него явления, предметы, понятия своими свойствами и обращая их тем самым на центробежные орбиты притягивания к себе и друг к другу. В данной работе прослежены глагольные метафоры, глагольные и отглагольные формы (причастия и деепричастия), которые играют преимущественную роль в образовании единого поэтического пространства вокруг слова пыль, его синонимов и производных. Исследование проводится на материале двух поэтических сборников: «Пепел» (1904–1908) и «Урна» (1904–1909)*, в которых слово пыль оказывается наиболее высокочастотным, а образовавшееся вокруг него семантическое поле – преобладающим.
Белый Андрей. Стихотворения и поэмы. В 2-х т. Т. 1. СПб. – М., 2006.
|