|
Лекция, состоящая из двух частей, была посвящена памяти. Память рассматривалась как концепт, объединяющий социогуманитарное и естественнонаучное знание в единое поле в рамках memory studies, дающий возможность устранения, хотя бы ситуативного, того методологического разрыва, который лежит в основе традиционного разделения наук. Точкой схождения научных оптик стало понятие индивидуальной памяти, носителем которой является мозг человека. Владимир Губайловский рассказал о том, какие нейронные процессы обуславливают те или иные свойства человеческой памяти, в том числе и те, которые делают возможным человеческие взаимодействия, эмпатию и т. п. Евгения Вежлян, переходя от памяти индивида к различным видам «коллективной» памяти и опираясь на работы Алейды Ассман, проблематизировала репрезентации прошлого в современной российской прозе, проведя различение «памяти» и «истории». От традиционного нарратива, объективирующего прошлое как историю, современная проза движется к метанарративу, воспроизводящему структуры памяти и ее механизмы.
|