| |
Докладчик отметил, что искусство русского авaнгарда декларировало борьбу против устаревшего идеала красоты, используя такие негативные термины, как де-канонизация, де-формация, де-автоматизация и т. д. У Владимира Маяковского слово «красота» обычно употреблялось иронически («Сделайте нам красиво!»). Борис Арватов, который в своей теорией производственного искусства связывал утилитаризм Чернышевского с жизнестроительской интерпретацией эстетики Вл. Соловьева, считавшего, что прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности, видел в красоте лишь восполнение реальности и самообман. Именно такой «мираж, долженствующий скрыть уродства жизни» (Арватов), нужен был соцреализму, который, создавая множество симулякров социализма, в 1930-е годы не только реставрировал прекрасную иллюзию, но и провозгласил запрет на всевозможные «искажения», которые могли бы конфликтовать с гармонизированным образом общества. На фоне культа здорового молодого тела увечная платоновская героиня Москва Честнова боится «портить собой вид социализма». Под знаком ориентации на красоту узурпируются разные формы женственности, которые должны были поставить идентификацию с советской Родиной на новую эмоциональную и эстетическую основу. В заключение докладчик резюмировал, что апогеем такой онтологизации прекрасного стала известная формула В. Ермилова «Прекрасное – это наша жизнь».
Выступление профессора Гюнтера вызвало оживленную дискуссию, в ходе которой выступили О. Г. Ревзина, Н. М. Азарова, Е. Ю. Николенко, Е. Н. Ремчукова, О. В. Евтушенко, Н. Г. Брагина и другие.
Затем состоялась презентация книги Н. А. Кожевниковой «Избранные работы по языку художественной литературы» (М.: Знак, 2009). Книгу представила к. ф.н. З. Ю. Петрова, которая совместно с Е. В. Красильниковой и Е. Ю. Кукушкиной редактировала это издание. |
|