Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»
(Руководитель — д.ф.н. Н. А. Фатеева)
[Текущие заседания]10 февраля 2015 года с докладом «Типология дискурсов активного воздействия: поэтический авангард, реклама и PR выступила кандидат филологических наук научный сотрудник ИЯз РАН О. В. Соколова.
Центральной темой доклада стало выявление типологического сходства и специфических форм междискурсивного взаимодействия авангардного поэтического, рекламного и PR-дискурсов. Акцентировав понятия коммуникативного действия и перформативного потенциала сообщения, которые являются характерными для авангардного, рекламного и PR-дискурсов, докладчица ввела понятие «дискурсы активного воздействия». Это дискурсы, для которых центрообразующим оказывается прагматический компонент, т.е. воздействие на реципиента с целью оказания иллокутивного или перлокутивного эффекта. В докладе подчеркивалось, что, в отличие, например, от военного или дидактического дискурсов, использующих директивно-императивные речевые практики, приемы деперсонификации и «пассивизации», в авангарде, рекламе и PR отмечается другая коммуникативная стратегия и формы ее реализации. Манипулятивная функция в данных дискурсах неразрывно связана с тенденцией к деавтоматизации сознания адресата, т.е. изменением рецептивного восприятия на креативное или продуктивное. При этом О. В. Соколова отметила различие: если в авангарде нарушение линейности текста и автоматизма восприятия, т.е. инициирование интеракции, является коммуникативной целью, то реклама и PR вслед за нарушением существующих когнитивных моделей стремятся к стабилизации сознания адресата, моделируя новые стереотипы. |