Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»
(Руководитель — д. ф.н. Н. А. Фатеева)
[Текущие заседания]16 апреля 2013 года на семинаре выступил профессор кафедры оперной подготовки МГК имени П. И. Чайковского П. Б. Ландо с докладом «Принципы артикуляции вербальных текстов в академическом пении».
Профессор начал свой доклад с общего замечания о том, что в артикулировании вербальных текстов в академическом пении главенствует музыкальный метро-ритм. Он считает, что в этом состоит его принципиальное отличие от артикулирования ритмической структуры фонетического слова в обычной речи. Ритм музыки диктует в пении длительность всех гласных звуков и поэтому объединяет все согласные звуки в артикулировании вербального текста в пении вместе с гласной в особую систему взаимосвязанных вокально-речевых (текстово-музыкальных) комплексов. В терминологии П.Б. Ландо такая система называется спевно-распевной. Под спевом докладчик понимает гласную, простую или составную (йотированную), пропетую отдельно или вместе с предшествующими ей, одной или несколькими согласными, а распевом называет повторение той же гласной на этом же или на другом звуке мелодии. Количество звуков в спеве, по подсчетам П. Б. Ландо, может достигать семи. Существует три вида спевов: начальный, срединный и замыкающий. Начальный спев совпадает с началом музыкальной фразы и слога. Серединный спев не совпадает ни со словом, ни со слогом. Замыкающий спев совпадает с завершением музыкальной фразы и слова. Все спевы заканчиваются гласной и являются в этом смысле открытыми. Исключение составляет замыкающий спев: он может заканчиваться одной или несколькими согласными и тогда он становится закрытым. Статистический анализ проведенный П.Б. Ландо на материале оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и 100 русских народных песен показывает, что соотношение чисел спевов равных слогу и неравных ему колеблется между 4/6 и 3/7, иначе говоря 34, 28571% количества слогов совпадают со спевами, а 65,71428% количества слогов не совпадают со спевами. Внутри спева согласные образуют особые сочетания и артикулируются в ритме так называемого форшлага, занимают свою долю музыкального времени. Имеется целый ряд особенностей артикулирования согласных в связи с звуковысотным и тесситурным положением гласного звука. Докладчик отметил, что слово в пении раскрывается и интерпретируется преимущественно музыкальными средствами через единицы масштабно-тематических структур мелодии — мотив, фразу, предложение и период. По его мнению, певческая артикуляция особым образом влияет на тембр, оттенки звуковысотности и драматическую выразительность пения при соблюдении всех орфоэпических норм языка. Предложенный взгляд на певческую артикуляцию, считает П.Б. Ландо, позволяет выявить каждый ее структурный элемент и установить его функцию в артикулирования вербального текста в пении. Высказанные докладчиком идеи были продемонстрированы на примере анализа романса М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» |