Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»
(Руководитель — д.ф.н. Н. А. Фатеева)
[Текущие заседания]20 октября 2015 года с докладом «Формы метафоризации деконструкции и постройки акта письма в преломлении современных интертекстуальных техник («Роман» В. Сорокина, «Чайка» Б. Акунина)» выступила доктор филологии Ангелика Молнар (Будапешт, Венгрия).
В ее докладе был предложен опыт раскрытия особенностей интертекстуальной техники современных писателей: Владимира Сорокина и Бориса Акунина. Докладчица специально не говорила о гипертекстуальности, так как эти авторы разрушают и перестраивают литературный материал с целью порождения новой поэтики. Однако было проанализировано семантическое начало в фигуральной упорядоченности текстов. Этим объясняется новое определение жанра романа, которое предложила докладчица. На взгляд А. Молнар, «Роман» – не ремейк в силу того, что не абсолютно точно копирует готовые формы. Более того, Сорокин и не дописывает от себя классические произведения, как это делает, например, Борис Акунин в «Чайке». Основные ситуации и положения разных произведений фигурируют в романе, образуя его сюжет. Сорокин воспроизводит также и разные стили, дискурсы, речевые формы, в отношении которых проявляется не только его ученичество, но и критика, желание обнажить их. К концу романа плавное повествование полностью подменяется метанарративом, а реалистический дискурс обращается в «убийственный» язык Сорокина. Всеобъемлющий образ «смерти» однако является лишь преобразованием существования героя, автора и языка, поскольку в то же время создается их новая, современная форма. В этой связи необходимо указать и на другой прием: это – глубокое знакомство с литературным наследием. Текст романа образуется как из явных, знакомых, так и из почти неуловимых цитат, которые складываются в новую конструкцию. |