Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»
(Руководитель — д.ф.н. Н. А. Фатеева)
[Текущие заседания]29 сентября 2015 года с докладом «Просодия авторского и актерского чтения поэзии: И. Бродский и М. Козаков» выступила доктор филологических наук Т. Я. Янко.
В ее докладе сделана попытка применить лингвистические методы, которые разработаны для исследования предложения как объекта языкознания, к анализу звучащего стихотворения как объекта анализа поэтического текста. Метод основан на анализе членения поэтического текста чтецом путем инструментального анализа просодических параметров этого текста. При анализе предложения для реконструкции его иллокутивной силы используется метод регистрации эмпирически наблюдаемых изменений частоты тона голоса говорящего. Этот метод опирается на положение о том, что в звучащей речи просодия служит основным средством выражения коммуникативной структуры высказывания как речевого акта с определенной иллокутивной силой. Этот метод переносится на анализ дискурсивных целей говорящего, который озвучивает не предложение, а целое поэтическое произведение. Основная задача — анализ дискурсивных смыслов чтеца с использованием определенных стратегий передачи через анализ плана выражения звучащего текста. Рассмотрено три стихотворения И. Бродского в авторском исполнении и в чтении М. Козакова – «Ниоткуда с любовью», «Письма римскому другу» и «Сретенье», а также чтение Бродским произведений Пушкина и Пастернака. Инструментальный анализ выполнен средствами компьютерных системы анализа устной речи Praat и Speech Analyzer. |