Хроника постоянного научного семинара «Проблемы поэтического языка»
(Руководитель — д. ф.н. Н. А. Фатеева)
Архив 2009–2010
[Хроника последних заседаний][Архив заседаний 2008]
[Архив заседаний 2007]
[Архив заседаний 2005–2006]
21 декабря 2010 г. с докладом «В. П. Григорьев: лингвист и литературовед» на семинаре выступил старший научный сотрудник ИМЛИ РАН Е. Р. Арензон.
Он сосредоточился на трудах В. П. Григорьева, посвященных В. Хлебникову, и, в частности, подробно обсудил статьи Григорьева, затрагивающие проблему «Хлебников и Мандельштам». Е. Р. Арензон рассказал о научных дискуссиях хлебниковедов и о той роли, которую сыграл В. П. Григорьев в изучении творчества Будетлянина прежде всего с лингвистической точки зрения [Подробнее]. |
30 ноября 2010 г. в Научном центре междисциплинарных исследований художественного текста состоялся семинар, посвященный текстологии А.Н. Толстого 1910-1920-хх гг., основанный на подготовке Полного Собрания сочинений автора научного типа. Шикарные цветы для всех желающих с доставкой по Хабаровску. Flor-Boutique- доставка цветов хабаровск . Недорогие цветы в Хабаровске! Свежие цветы и не дорогая доставка
Докладчик д.ф.н., ст.н.с. ИМЛИ РАН Т. И. Радомская определила основные особенности текстологии А. Н. Толстого, обратила внимание на, казалось бы, минимальные изменения от издания к изданию, вносящие принципиалньно новый акцент в характеристике персонажей, восприятии символизма. К работе был привлечен обширный материал рассказов и повести А. Н. Толстого «Неверный шаг». |
21 сентября 2010 г. на семинаре с докладом «Является ли внутренняя форма частью семантики: аргументы "за" и "против"» выступил д.ф.н. А. Н. Баранов.
Он рассмотрел аргументы в пользу введения внутренней формы в модель значения идиомы. По мнению докладчика, внутренняя форма имеет две стороны – это образ и одновременно способ указания на актуальное значение и его мотивация. Далее А.Н. Баранов проанализировал игровое поведение идиом, автонимные контексты их употребления, использование различных ограничителей при введении идиом в дискурс, амальгамирование актуального значения и внутренней формы – т.е. весь ряд факторов, являющихся доказательствами необходимости включения внутренней формы как в структуру значения, так и в толкование. |
22 июня 2010 г. выступление д.ф.н. Ф. Б. Успенского было посвящено анализу стихотворения О. Э. Мандельштама «Оттого все неудачи…» («Кащеев кот»).
В докладе это произведение, созданное на исходе 1936 г., рассматривалось как реплика Мандельштама в многовековой полемике русских поэтов о звуковых и изобразительных возможностях русского языка [Подробнее]. |
11 мая 2010 г. на семинаре с докладом «Семантическое пространство фигурной поэзии восточнославянского барокко» выступила д.ф.н. Л. И. Сазонова.
В начале доклада Л.И. Сазонова отметила, что в новейшей антологии визуальной поэзии (J. Adler und U. Ernst. Text als Figur. Visuelle Poesie von der Antike bis zur Moderne. Wolfenbüttel, 1988) славянский и, в частности, восточнославянский материал отсутствует. Необходимо было бы интегрировать его в общеевропейский культурный контекст. Фигурные стихотворения тесно связывают барокко и позднюю античность, а также барокко и модернизм рубежа XIX-XX вв. и конца XX в. Фигурная поэзия – постоянно возрождающийся элемент художественного поэтического языка, чем объясняется общетеоретическое значение рассматриваемой темы [Подробнее]. |
13 апреля 2010 г. на семинаре с докладом «Изобразительные свойства фигуры стихового переноса (на материале лирики Т. Кибирова)» выступила к.ф.н. Е. Э. Виснап.
В своем понимании изобразительности докладчица основывалась на типологии изображения художественной речи, предложенной В.И. Заикой, который выделил: 1) изображение посредством значений слов — денотация (автологическая/металогическая); 2) непосредственное изображение планом выражения по сходству с изображаемыми объектами — экземплификация; 3) непосредственное изображение целым знаком, обладающим ассоциативным потенциалом, который намеренно учитывается поэтом при создании художественного мира, — эвокация [Подробнее]. |
9 марта 2010 г. на семинаре с докладом «”Магистр Фаустус” (фаустианские мотивы “Мастера и Маргариты” Михаила Булгакова в сопоставлении с “Доктором Фаустусом” Томаса Манна)» выступил доктор физико-математических наук, поэт В. В. Аристов.
На основе развиваемого метода Idem-forma он сопоставил два произведения, в которых союз художника и темных сил при создании «великого произведения» предвещает и отражает сущность двух реальных стран – советской России и фашистской Германии. Сначала докладчик провел исходное сравнение двух «совпадающих» отрывков из романов «Мастер и Маргариты» и «Доктор Фаустус» — «смерть от женщины в трамвае» и определил значимость музыкальной темы в произведениях (Берлиоз и Вагнер) [Подробнее]. |
9 февраля 2010 г. на семинаре с докладом «Паронимическая аттракция как оператор семантического синтаксиса» выступила к.ф.н. О.И. Северская.
Целью докладчицы было доказать несколько взаимосвязанных положений. Во-первых, паронимическая аттракция, суть которой составляет семантическое сближение слов, имеющих глубокое звуковое сходство, может быть описана как текстовый оператор (коннектор), организующий и план выражения, и план содержания, рассматриваемые в их параллельности. Во-вторых, поскольку при рассеянном звуковом повторе смысловые связи между соотносимыми словами имитируют связи синтаксические (Н.А.Кожевникова), паронимическая аттракция является супрасинтаксической категорией, т.е. относится к уровню синтаксиса текста [...] |
8 декабря 2009 г. на семинаре выступила аспирантка департамента лингвистики Пизанского университета Чинция Кадананьяни с докладом «Языковое представление героев «Войны и мира» Л. Н. Толстого в разных редакциях романа».
В центр внимания исследовательницы попали имена прилагательные, встречающиеся в описании внешности основных персонажей при их первом появлении в каждом из вариантов начал романа. Материалом исследования послужили черновые редакции и варианты романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, опубликованные в Юбилейном издании ПСС 1949 года с комментариями Э. Е. Зайденшмура. Ч. Кадананьяни заметила, что писатель постоянно работал над текстом романа, пытаясь достигнуть стилистического совершенства. [Подробнее]. |
17 ноября 2009 г. на семинаре выступили поэт Аркадий Штыпель и д.ф. н. Г. В. Векшин.
Поэт А. Штыпель начал свое выступление чтением нескольких стихотворений, а затем перешел к «Опыту объективного автокомментария». В разборе стихотворения «Мы ищем» он уделил основное внимание ритмическим эффектам и рифмовке, а также установке и преодолению смысловых противоположений (Ср. разбор 3-го сонета в разделе «Стихи с комментариями» книги «Стихи для голоса» [Подробнее]). В докладе «Течение звука и течение мысли (фонотактика двух стихотворений А. Штыпеля)» Г. В. Векшин обратил внимание на приоритетную значимость звуковых аналогий и взаимопроекций, игры прямого и обращенного звукового параллелизма в строении стиха у А.Штыпеля [Подробнее]. |
27 октября 2009 г. с докладом «Опыт стихового членения в церковном распеве. Изоколичность и хиазм» выступил священник Алексей Агапов.
Докладчика занимал вопрос, до сих пор не получивший удовлетворительного научного ответа: обладают ли церковнославянские богослужебные тексты неким имманентным поэтическим критерием? В церковных песнопениях, как и в русском верлибре, отсутствует метр и регулярная рифма. Вдобавок здесь (в отличие от верлибра) нет графически закрепленного «авторского» стихового членения. Несмотря на то, что текст молитвословия содержит особые синтаксические сигналы начала стиха, практически всегда оказывается возможным предложить несколько вариантов его «разбивки» [Подробнее]. |
8 сентября 2009 г. на семинаре выступил профессор Ханс Гюнтер (Мюнхен, Германия) с докладом «Советский дискурс о красоте (1920—40-е годы)».
Докладчик отметил, что искусство русского авaнгарда декларировало борьбу против устаревшего идеала красоты, используя такие негативные термины, как де-канонизация, де-формация, де-автоматизация и т. д. У Владимира Маяковского слово «красота» обычно употреблялось иронически («Сделайте нам красиво!») [Подробнее]. |
23 июня 2009 г. прошло очередное заседание, на котором с докладом «Грамматическое творчество в речи и языке. О сотрудничестве поэзии и лингвистики в развитии языка» выступил профессор ун-та Эмори (Атланта, США) М. Н. Эпштейн.
Он отметил, что художественная словесность реализует те возможности языковой системы, которые еще не стали нормой, и одна из задач лингвистики – закреплять эту возможность в языке, тем самым увеличивая его выразительные средства и регулярность его словообразовательных и грамматических моделей [Подробнее]. |
2 июня 2009 г. с докладом «Выбор между восстановимыми и невосстановимыми эллипсисами как маркер композиции и икона замысла в стихотворениях М. И. Цветаевой» от своего имени и от имени д.ф.н., профессора Варшавского университета Г. М. Зельдовича выступила аспирантка Варшавского университета Ю. Ю. Пионтковская.
Анализируя стихотворение М. И. Цветаевой «Жив, а не умер демон во мне...», Ю. Ю. Пионтковская отметила, что целесообразность цветаевских эллипсисов объясняется не только стремлением к прославленной стоиками краткости, придающей тексту динамизм и выразительность. По Г. М. Зельдовичу и Ю. Ю. Пионтковской, расположение восстановимых и трудновосстановимых (или даже невосстановимых) лакун, т.е. таких, которые возможно или нельзя восполнить одним словом или рядом слов, может являться в стихотворении маркером композиции и иконически отображать замысел автора [Подробнее]. |
12 мая 2009 г. с докладом «Несколько заметок об истории, теории и практике подтекстно-контекстного метода» на семинаре выступил Ю.Л. Фрейдин.
Сначала докладчик отметил, что заявленная им тема представляется актуальной для данного семинара «Проблемы поэтического языка», во-первых, потому, что его организатор, Наталья Александровна Фатеева, и другие участники семинара много и детально исследовали проблему интертекстуальности и саму по себе, и как инструмент для изучения творчества отдельного автора – скажем, Бориса Пастернака – как «единого текста». Во-вторых, потому, что через год Центр междисциплинарных исследований художественного текста планирует провести большую конференцию, во многом посвященную проблематики интертекстуальности, контекстно-подтекстных связей [Подробнее]. |
21 апреля 2009 г. с докладом «Переходы, превращения и возвращения Татьяны и античные реминисценции» выступила член-корреспондент РАН Т. М. Николаева.
Татьяна Михайловна предложила интерпретацию образа главной героини романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Обратившись к истории создания романа, Николаева напомнила, что основная идея романа у Пушкина с момента первых набросков заключалась в противостоянии мужского цивилизованного начала и древнего, архаичного, или женского начала. Сначала воплощением «архаики» была Ольга, но потом появился образ Татьяны. [Подробнее]. |
7 апреля 2009 г. состоялось очередное заседание семинара. С докладом «Раскрытие нерасшифрованных образов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”» на нем выступил к.э.н. Л. В. Астахин.
В своем выступлении докладчик, говоря о современном прочтении романа «Мастер и Маргарита», отметил, что текст Булгакова нельзя понять без учета связи с историческим контекстом; без такой связи нельзя и воспринять конкретный замысел, который вмонтирован в текст повествования. В произведениях писателя все значимо, много фантазии, выдумки и реальных вещей, все имеет свои истоки, свой особый скрытый смысл [Подробнее]. |
31 марта 2009 г. состоялось очередное заседание семинара. На нем выступил д.ф.н., профессор В. А. Плунгян с докладом «Ли Сян Цзы — последняя маска Елизаветы Дмитриевой. К семантике формы поэтического цикла».
Основным объектом анализа стал цикл семистиший Дмитриевой «Домик под грушевым деревом» (1927). В результате была выявлена яркая корреляция между формальными и семантическими характеристиками выделяемых в цикле тематических фрагментов [Подробнее]. |
17 февраля 2009 г.с докладом «Симметрия, асимметрия и диссимметрия в литературных текстах» выступила к. ф.н. Т. Б. Бонч-Осмоловская.
10 февраля 2009 г. c докладом «Проблемы лингвистической герменевтики» выступили д. ф.н. И. А. Пильщиков и д.ф. н. И. Г. Добродомов.
[Хроника последних заседаний]
[Архив заседаний 2009–2010]
[Архив заседаний 2008]
[Архив заседаний 2007]
[Архив заседаний 2005–2006]
[Научный центр междисциплинарных исследований
художественного текста]